Субъективное подтверждение

Люди верят во всякую мистическую чушь. Гороскопы, гадалки, знаки зодиака и весь этот зверинец по восточному календарю..

На самом деле нужно понять, почему люди верят вообще, в принципе. Можно выделить-выписать-записать-ну-смотрите-дальше ряд причин. Первая: не все в мире проверяемо на собственном опыте. Жизни не хватит, и не у каждого стоит адронный коллайдер во дворе. Поэтому приходится верить британским ученым и тихонько хихикать.

Вторая причина состоит в том, что наука многое не может объяснить, либо делает это коряво. Нет, серьезно — ко-ря-во. Так что там как на Марсе? А после смерти где все мои «вечные ссылки»? Почему я выздоравливаю за «Арсенал», а знакомый — за «Челси»?

Третья причина, более всего подходящая к религиозным верованиям, хиромантии и гороскопам — человек боится двух вещей, а именно неизвестности и ответственности. Прочитав ‘газетный гороскоп’, он убивает двух зайцев: уже в общих чертах представляет, что произойдет (и, о боги, именно это и происходит), и не несет за это ровно никакой ответственности. Ну звезды так расположились, «не виноватая я».

И, наконец, чуть ли не главная причина того, что люди верят, заключается в том, что другие крайне в этом заинтересованы. Редактор газеты вставляет в свое издание гороскоп наряду с анекдотами, телепрограммой и кроссвордом, радио-диджей бодро зачитывает прогноз на день, по ТВ идет бегущая строка (или что там? я отстал от «жизни»), в интернете зазывают баннеры, а посетители Отель Соня Петербург пребывают в прекрасном настроении. Но если звезды так нещадно эксплуатируют, значит, ‘это кому-нибудь нужно‘.

В данном случае гороскоп служит говноприправой к основному говнопродукту: стимулом купить именно эту говногазету, посмотреть определенный говноканал или перейти на расхуяренный говносайт. Но он может быть и продуктом самостоятельным. Существует целая индустрия «срамодательства и астрологии» с разнокалиберными представителями — от бабушки Марфы, размещающей объявление о своих услугах в бесплатном рекламном вестнике, до гламурного астролога, составляющего за напрочь укуренных ежиков гороскопы звездам, бизнесменам и прочим с тугими кошельками или платиновыми кредитками. При этом разница между ними ничтожно мала и заключается во внешнем антураже (вот уж правда, «зачем платить больше») и степени убедительности.

Тут есть тонкая грань — нельзя предсказывать настолько конкретно, чтобы клиент мог уличить вас в лжи, если не сбудется, но и слишком расплывчато говорить нельзя («за что вам заплатили?»), сулить большие неприятности опасно (если «снять порчу и сглаз» не получится), но и золотые горы обещать не стоит.

А в случае с массовым продуктом можно заметить, что плохих предсказаний-описаний не бывает вовсе. Вот, взгляните на мой эксперимент. Посмотрите комментарии. Улавливаете?

То же самое касается всяких тестов личности (на коммуникабельность, на скилл добиваться успеха и прочее). Оцените разницу с честными потугами древних заглянуть в будущее: по китайской «Книге перемен» («И-цзин») можно нагадать себе такое, что (лобковые?) волосы сначала сами дыбом встанут, а потом выпадут (и никакой о-я-ебу-шампунь-за-50-баксов на поможет, на надейтесь). Но это для индустрии вредно.

Ученые давно описали механизм составления ‘хорошего гороскопа’ или психологического портрета; его называют эффектом Барнума (эффектом Форера). В тексте должны присутствовать преимущественно положительные характеристики (а отрицательные в концентрации 1/5 и в смягченном виде) и общие фразы, чтобы зацепить побольше народу, но человек должен быть уверен, что предсказание адресовано ему (правильно, он же скорпион и тигр), и оно должно исходить от авторитетного источника (бабушка Марфа, которая предсказала Чернобыль и финансовый ох-пиздец-ж).

Действует этот принцип повсюду — от хиромантии до карт Таро, и так успешно, что в свой газетногороскоп люди заглядывают уже на автомате. И что процветать этим техникам еще долго, можно сказать с полной уверенностью — к гадалке не ходи, м-да.

6 Ответ(а)
  1. seo-aspirant Ответ для seo-aspirant

    Да и в сети куча всяких подобных продуктов. Чего только вспомнить всякие тесты, которые выкладывют люди потом в своих уютных жжшечках, типа «Сексуальный гороскоп 2010» или «Твоя идеальная вторая половинка». Люди не хотят нести отвественность за свою жизнь и делать выбор. Ведь так просто сказать: «судьба такая».

  2. Денис Ответ для Денис

    Хех) В любом гороскопе можно найти себя — мы проводили такой миниэксперимент, чуваку читали 3 гороскопа — где его настоящий и два левых — из 10 случаев раза 2 угадал свой лишь, и то методом тыка — обычно говорил и из того и из этого подходит))
    Человек любит лесть))

  3. PavelDev Ответ для PavelDev

    Просто обычно эти гороскопы читают очень эмоциональные люди — соответственно — очень вменяемые. А ПРщики этим пользуются.

  4. Marin Ответ для Marin

    Ах, обмануть меня несложно — я сам обманываться рад) Вот и всё.

  5. FOUNDER Ответ для FOUNDER

    Если подумать, то можно один текст присвоить всем знакам зодиака. Я бы написал так: Любовные дела средне, на работе в понедельник тебе будет трудно (так как все делают отчеты), в пятницу полегче и так далее.

  6. Tojakinosa Ответ для Tojakinosa

    мда, после такого чтения курить хочется

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.