Не-невозможность не-безошибочности

Привет.

Ошибки мышления классные и, пожалуй, дефолтно-актуальные.

Еще класснее — их первопричины. Медленно опуская все ниже и ниже фактор «не дано» (понять — прим. авт.), я медленно раздеваю мысленно разделяю (согласно моему субъективному восприятию окружающего мира) комплекс первопричин на составные части и, эм.. понимаю, что, так или иначе, в основе лежит принцип:

«Обезьянка видит (обучение) — обезьянка делает (повторение)».

Вуаля, какая получилась послушная обезьянка — прям таки светило будущего. Да, по моему скромному, первопричина есть именно обучение — всю жизнь мы чему-то учимся, узнаем новые вещи и постоянно находим примеры для подражания. Как же происходит обучение будущих батареечек? Оставив фундаментальные перекосы капитализма (и общества потребления) в покое, пишу список:

1. Образование-воспитание-религия

а) «Меня не интересуют ваши способности, важно чтобы вы делали то, что я говорю».

б) Можно же без примеров, да?)

в) В частности что-то там про «подставь и другую».

2. СМИ+Массовая культура

а) Россия напала на Грузию

б) http://psyfactor.org/lib/zelin6.htm

3. Личный опыт-подражание-«социализация»

а) «Тебе определенно понравится *подмигивание*»

б) Хочу %вещь% как у нее(-го)

в) И как же мы раньше жили без соц. сетей и мобильных?

Ну а дальше — сформировавшийся каркас мышления, поддающийся незначительной правке извне. Конечно, радикальные изменения имеют место быть («Я была такой дурой»), но не станут ведь все разом безошибочными?

Объять необъятное — знать все-все-все — в современном мире вряд ли возможно. Другое дело поддакивать абсолютной бессмыслице со знающим видом или, скажем, ссылаться на британских ученых «а я слышал, что..»/»по телевизору сказали, что..» — обыденное дело.

Психология многих людей такова, что мы фактические ошибки-то толком признать не можем, а подмножество ошибок мышления наверное совсем неспособны — ведь мышление-то есть первооснова всех действий, суждений, мотивов — осознать, что твое мышление тем или иным образом приводит к условно-неправильным действиям и в следующий раз пытаться думать по-другому, мыслить иначе, посмотреть с другой(-их) стороны(-он) достойно похвалы всякого сверхуверенного в своей исключительной всеосведомленности; но чаще — простой разрыв шаблона, обеспеченный неизвестными последствиями для психики, ибо самостоятельно мальчик вряд ли допрет, как это быть беременной, а девочка — как можно кончить едва ли засунув, уж простите.

— Не ошибается тот, кто ничего не делает, да-да. Пальто и шляпа, сэр.