Николаю доводилось сожалеть о том, что он, по всем биологическим признакам, человек. Ну да, думал Николай, коту, например, не нужно делать взнос за ипотеку, и кот может орать целую ночь, а под утро его старания вознаградятся: может быть, как ему хочется, или же ушатом воды с балкона. Но речь не об этом.
Виктор из третьего подъезда, дядя Вася из гаража, секретарша Леночка с ресницами до потолка и прочие-прочие индивидуумы — такие себе мыслящие существа. Механизм мышления — штука сложная и не до конца понятая.
Тем не менее можно с уверенностью сказать, что краеугольным камнем мышления является навык обобщения-классификации, иначе бы наши память и представления об окружающем мире походили бы на свалку предметов, событий и явлений, между которыми не было бы никакой связи. Но человеческая мысль с самого раннего детства стремится к упрощению, универсализации и созданию связей, благодаря чему свалка кое-как рассортировывается и раскладывается по полочкам. Получается своеобразная база данных, в которой наряду с Леночкой, Наташей и Машенькой хранится образ женщины вообще, что позволяет добавить к ним Танечку, отличив ее от Ивана Петровича или мусорной урны.
Само собой, механизм дает сбои. Попросту говоря, мышление Катеньки частенько ведет нечестную игру и занимается подтасовкой фактов. Катенька, сколько раз в жизни тебе перебегал дорогу черный кот, и после этого ты усаживалась в своем дивном платьице на свежеокрашенную скамейку? А сколько раз ничего дурного не происходило? Катенька мнется с ответом на второй вопрос, зато случай со скамейкой оставил неизгладимые следы как в памяти, так и на белом реглане. Катенька, солнце, иллюзия кластеризации у тебя, но можешь не запоминать. Мышление упорно отрицает наличие случайностей и пытается отыскать связи там, где их никогда не было.
Другой распространенный вариант, когда объект уже есть в нашей внутричерепной базе данных. Составляя суждение о нем, мышление не будет высчитывать статистическую сводку частоты проявления тех или иных признаков; оно возьмет самые яркие (и часто — отрицательные). И уж будьте спокойны, любому новому обьекту из этой группы их припишет. Такая себе иллюзия корреляции.
Так, например, психолог-недоучка Дмитрий продолжает считать, что в проективном тесте «нарисуй человека, дом и дерево» параноики обязательно изображают человека с большими глазами. Хотя, может быть, истинный параноик в своем рисунке спрячется за дерево. Иллюзорная корреляция — это проявление своеобразной лени мышления, так как связи этого рода первые, что приходят на ум, и наиболее колоритные. Отсюда же — стереотипные суждения. Не у всякого преступника низкие надбровные дуги питекантропа, не всякий англичанин холоден и чопорен, и не всякий русский напивается вдрызг еще в самолете на Шарм-эль-Шейх (ой, или на Шри-Ланку). Вот как-то так.
***
Бонус:
Выбирайте серо-черно-коричневую гамму. Один хрен, индивидуальность и близко не в шмотках, но хотя бы не птичий окрас и хотя бы не рябит в глазах окружающих.
Гидра 10.04.2011
Сначала иллюзия, а потом уже в ход вступает материализация заезженных мыслей.
Но сколько нам дает пользы это классификация, гораздо больше, чем мелкие паранои насчет черных кошек))