Догма-95

Да, кинематограф я люблю. Не весь, конечно. Однако неделю назад меня на фильмы очень-очень проперло, сильнее обычного, поэтому не удивляйтесь, что после поста о Дэвиде Линче я напишу опять же о том, что связано с киноискусством. Догма-95 — это неплохо.

Ларс фон Триер, Кристиан Левринг, Сорен Якобсен и Томас Винтерберг — бесспорно, режиссеры не для даунов. По всей видимости, весна 1995 года в Дании навеяла на них мысли о ебле том, что капиталистическая киноиндустрия себя изжила и активно разлагается. По их мнению, буржуазный кинематограф преподносил зрителю в завуалированной форме мир иллюзий, в котором под толстым слоем лоска и гламура скрывалась суровая правда жизни. Проще говоря, говно в конфетной обертке.

Сознание зрителя усыплялось посредством воздействия приторных сюрреалистичных историй про сказочных эльфов и всепоглощающую нирвану. Жажда наживы заставляла режиссеров навязывать наивной публике своё восприятие мира, кино теряло свою индивидуальность, нерв, драматургию, что в конечном счете и привело к упадку смысловых фильмов. Именно на волне всеобщего благодушия и появился фон Триер, принесший с собой мощные потоки свежего воздуха.

Новое движение было практически сразу замечено простыми обывателями. И пока критики всего мира размышляли, как реагировать на Догму, создавались целые клубы поклонников движения, активно велось (да и сейчас ведется, наверно) обсуждение киноновинок.

Впрочем, Догма-95 с самого начала была обречена на успех. Ибо к тому времени экспериментировать в кинематографе уже было не с чем, он попросту нуждался в реанимировании. Индустрия кино превратилась в огромное жерло для вливания капиталов, производящее штампованные ленты, рассчитанные на любителей массовых драк, кровавых побоищ и больших сисек в кадре. К 1995 году Ларс пришел уже с достаточно солидным багажом — нашумевшими в свое время фильмами «Рассекая волны» и «Европа». Задумывая свое оппозиционное движение, он ставил целью направить современное кино в качественно и духовно новое русло, перечеркивая традиционные устои.

Обет целомудрия таков:

  1. Съемки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации.
  2. Музыкальное сопровождение не должно идти отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).
  3. Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съемка должна происходить там, где разворачивается фильм).
  4. Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается.
  5. Оптические эффекты и фильтры запрещены.
  6. Фильм не должен содержать мнимого действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).
  7. Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
  8. Жанровое кино запрещено.
  9. Формат фильма должен быть 35мм.
  10. Имя режиссёра не должно фигурировать в титрах.

После объединения новаторы показались на публику лишь спустя три года. Они посетили каннский фестиваль, куда привезли две свои работы «Торжество» и «Идиоты», снятые в соответствии с канонами Догмы. Безусловно, реакция на дебют была весьма неоднозначной, авторы могли порадоваться лишь специальному призу от жюри. Однако ж на берлинском фестивале, состоявшимся в том же 1998 году, их третий фильм под названием «Последняя песнь Мифуне» все же взял награду «Серебряного медведя». Вот оно, признание. Хоть какое-то.