История эта известна, пожалуй, с тех пор, как древние люди, пожалев цемента на стены Вавилонской башни, под ее обломками разделились на языки и народности. Штука в том, что нам иногда сложно понять и оценить друг друга правильно. Даже самому с собой столковаться нелегко, когда сознание с интеллектом советуют поступить так, а подсознание с интуицией — иначе. Но если даже все решения даются легко и просто, погодите радоваться, потому что ошибки мышления, награжденные звучным термином «когнитивные искажения» (в переводе с латыни — «искажения познания»), встречаются не так уж редко.
Вот простой пример. Чтобы не страдать от мук выбора в гиперсупермаркете, люди отдают предпочтение каким-либо определенным маркам пива, крема для бритья, анальных шариков. Иногда пробуют что-нибудь новенькое, но обычно надеятся на то, что знакомые, испытанные вещи не подведут и впредь. Иногда работает следующая логическая цепочка: «это сука, но это наша сука». То есть эффект знакомства с объектом сказывается на принятие решения. Предпочтение отдается известному перед неизвестным только на основании факта знакомства. Это бы здорово облегчало жизнь и снимало груз с извилин, если бы действительно у всех была такая тяжелая жизнь и такой загруженный мозг.
Или вот эффект морального доверия. Если все вокруг считают, что ты безупречен и вообще способен с тремя за один раз, то ты сам со временем не только утвердишься в этой мысли, но и изживешь всякие сомнения, что можешь кончить уже после первой. Опасный самообман, на самом деле.
Причиной ошибок мышления являются поспешность, то есть стремление не затягивать с выбором, поиск кратчайшего пути решения, а также эмоции. Влияние последних заметно в эффекте отвращения к потере. Как считают израильские/британские ученые/ученые, человек, столкнувшись с незнакомой ситуацией, стремится не максимизировать выгоду, которую может извлечь из нее, а минимизировать потери. Например, проводился эксперимент в виде инвестиционной игры, где в каждом из двадцати раундов участник мог отдать или не отдавать доллар. Если он решался и отдавал, ведущий подбрасывал монету, и тогда происходило одно из двух — либо вклад сгорал, либо участник получал 2,5 доллара. Казалось бы, высокое матожидание лежит прямо на поверхности, но «эмоционально полноценные» вкладывали лишь в 60% случаев, тогда как люди, над которыми не довлело отвращение к потере, продолжали играть и выкатывались в плюс.
Хотел еще чем-то подытожить, но мысль сорвалась с крючка и смылась в унитазе. Поэтому скажу напоследок что-нибудь очевидное.
Черешня.
oleg 20.12.2010
Мне кажется особо опираться на мнения каких-то ученых не стоит. Ведь менталитет тоже не последняя вещь. А люди постсоветского пространства в основной массе не сильно похожи на европейцев. Они мне кажется более все одинакового мышления. А вы попробуйте что0нтбудб у нас сделать и спросите у народа. Как. Замучат советами разными
twister 20.12.2010
вполне согласен что изменить привычке довольно сложно. Как и понять мнение или интересы другого человека. Но на то мы и люди чтоб быть различними.
PavelDev 20.12.2010
В принципе, можно даже согласиться (не вспоминая про ученых) — часто замечаю, что мнение людей зависит не от их логики, а от эмоций.
Можно сказать, что эти самые эмоции и правят нашим миром ))
Etoile 21.12.2010
Ну да, это только предпочитать все знакомое, так в жизни можно упустить и что-то важное…
Валентина 22.12.2010
А я бы назвала это защитный механизмом.
keriat 23.12.2010
В принципе на узнавании основана вся реклама. Можно сто раз смеяццо над ролика с идиотской рекламой колгейта, но попав в хозяйственный отдел, где лежат десятки незнакомы зубных паст, многие таки останавливают свой выбор на колгейте, потому что это что-то знакомое.
А на счёт вреда самообмана… Тут не могу согласиться. Эффект плацебо никто не отменял. Если очень сильно во что-то в себе верит, то это что-то вполне может измениться.
Интернет-дед 28.12.2010
Я думаю, причина в нас самих. В постоянной борьюе разума и сознания.
Анатолий 28.12.2010
Квартиры Екатеринбурге https://2466.ru бывают то же разными и то же влияют на мышление какую выбрать, в основном люди опираются на эмоции и как мне им предложить более дорогую квартиру воздействов только на эмоции. А когда проблема с деньгами люди опираются только на мышление
Алексей 29.12.2010
Анатолий, вот Вы говорите что Квартиры Екатеринбурге https://2466.ru бывают то же разными и то же влияют на мышление какую выбрать, но то же самое можно сказать и про любой другой ресурс интернета. Чего говорить о сициальных сетях тогда? Когда еще оказывается и давление на человека от его «друзей», либо новостные порталы?
Анатолий 29.12.2010
дак да, но знаете, там именно зависит уже от эмоций, например я никогда не буду сидеть на однокласниках, там только отрицательные эмоции)) и никакого разума нет в принципе, а что касается новостей, то читаю ленту и все, а здесь как раз действует мышление. в общем этот сложный вопрос)
kingous 29.12.2010
Может стоит использовать безоценочность?
поможет )
Omich 31.10.2011
Черешня — это вкусно, да.