По определению NOAD, science (наука) определяется как «intellectual and practical activity encompassing the systematic study of the structure and behavior of the physical and natural world through observation and experiment: the world of science and technology» и обычно характеризуется в положительных оттенках (пожалуй, за исключением тех, кто страдает болезнями головного мозга и близок к РПЦ).
Окей, наука — это отлично, наука — это прекрасно. Наука (не в пример религии) действительно способна объяснять, основываясь на фактах и доказательствах. Но не правда ли, что выражение «он отдал жизнь науке» звучит архаизмом в современном мире (причем омерзительная интеллигентность здесь не при чем)? «Во многие знания — многие печали» — неизбежно еще большая древность. Впрочем, не стоит печалиться, ведь приверженцу чаркошкваркизма и простому проживателю, который идет к успеху, едва ли со школьной скамьи доведется вспоминать логарифм, интеграл или таблицу умножения. Ну, разве что платиновая роскошь закатится за шифоньер, да и то проще поднатужиться хлиплым телом и переставить все на новые места. Плазма под ростовщический процент — во главе угла.
За последний год я прочитал множество всевозможных исследований по подписке на периодические научные издания и могу сказать, что сейчас наука поставлена в самую развратную позу — рабыней-прислужницей при таком важном господине, как consumption. Over-i-want-everything-consumption.
«Привет», — говорю я, когда шар самым подлым образом вылетает из лузы. «Привет», — говорю я открывшемуся тузу на ривере. «Привет», — говорю я, гордо восседая на троне всезнания и смотря на науку.
Где космические программы? Где наука ради науки, вопреки всем научным работникам из Великобритании, изучающим коэффициент трения скольжения носков на влажных ногах обывателей? Где, черт возьми, настоящие big ideas? И это не национальная беда, как покажется патриотически настроенным интеллектуалам. Это — не только с моей колокольни — в трендах мирового масштаба. Модно — оплачиваемо. Не модно — ну, вот вам an apple a day, и будьте здоровы.
Некто Иван Петрович, помнится, направлял все свои мысли «на изобретение казне и обществу полезных машин». Но здравый смысл подсказывает, что одними кулибиными не спасешься; например, конкретно в России стоит серьезная проблема с оборудованием, по микронам и частицам оседающим на разных уровнях коррупционно-бюрократической машины (скажи «коррупция» @ возомни себя Алексеем Навальным) в рамках очередной программы финансирования. С особо крупными фрагментами и образцами такого кривого станкостроения борется уже Сама Академия Наук в лице ее Почетных Членов, но грызловско-петриковские патенты и прочие водные фильтры так и остаются нелепой эрзацвершиной инженерно-технической и — кто бы мог подумать — научной мысли.
Нанотехнологии, очевидно, подразумевают наногранты, однако и тех не хватает для достойного уровня исследований клубов ибиц детьми деканов — основная часть все же оседает повыше и конденсируется во что-то более привлекательное для поддержания достойного уровня паразитарной жизни. Энтузиастам же (вы тоже чувствуете ту вонь, что исходит от этого слова?) остается уповать лишь на то, что хватит хотя бы на канцтовары для лаборатории. Серьезно.
Всемирная практика — повсеместные гранты — также показывает свой звериный оскал и блещет продажной песцовой шерсткой. Модные и выгодные темы корпорации спонсируют, словно бросая ученым собакам кость. Наращивание жирка для избранных — это в манере маркетинговых проныр.
Так чего удивляться, что остальные прозябают в глуши да в тиши проектных институтиков, на досуге собирая свои энтузиастские, блять, кружки и квадратики, интересуясь между собой тем, что могло бы изменить представления о мире похлеще, чем во времена резерфордов.
По всем статьям нынешний ученый вынужден примерить шкуру сэлинджеровского героя — рассказать юношеству свою печальную историю, пойти и покончить с жизнью. Потому что дома уже ждет та, которая слушает от своей мамы поучения: «он какой-то не такой, я тебе говорю, он ненормальный!». И неважно, вертикаль ли это или горизонталь власти, демократия или прочее снародомсладострастие.
Короче, подтирая жопу, я всегда думаю о том, что рыбка-бананка хорошо ловится тенетами истории, а наши пещерные правнуки не проклянут ни Мишу, ни Темыча, когда откопают старый сервер этих идиотов из начала, ае, двадцать первого века.
Fan Arsenala 16.08.2011
На полях: бывает и такое, но эту лопату говна для ЦА газеты «Жизнь», конечно, нельзя назвать даже ангажированной наукой.
анна фридом 17.08.2011
Сходила по ссылке, вынесла для себя мысль-лозунг: «Четко накладывайте трехперстие на воды!» ))