Слово «Юзабилити» постоянно вызывает волнения. На каждом шагу можно услышать «неюзабельно». Возникает большое количество статей, дающих советы о повышении юзабилити web-ресурсов, множество пользователей, возводящих юзабилити в культ и специалистов в этой области. Термин уже возведен в ранг культового, все хотят узнать, как внедрить, продать, да и наконец, просто сделать это самое юзабилити. Можно также спросить и другое. Что, в конце концов, означает юзабилити? Чем измеряется? Как вообще оценить степень юзабельности — неюзабельности? Где именно в разработке проекта необходимо начинать работу над юзабилити? Почему книги на тему юзабилити относятся к тематике веб-дизайна? На эти вопросы я и отвечу в данной статье, возможно, пытаясь перевернуть обычные понятия и суждения.
Что такое юзабилити?
Наш язык богат обилием слов. Однако мы нагло воруем термины из других языков, после чего откровенно в них же путаемся. Слово design, к примеру, это — задумка, рисунок, конструкция, интерфейс, модель проекта. Мы можем пожалеть тех, в чьем языке используется design. Однако еще большую жалость вызывают те, кто использует исключительно это слово вместо массы русскоязычных вариантов. С юзабилити – практически та же проблема.
В попытках выразить искомый термин на родном нам языке, были созданы такие слова как «удобопользование» или «удобство использования». Они замечательны тем, что ничего точного не значат и измерить их не в чем, тогда как в русском языке достаточно давно существуют термины «эксплуатационные свойства» и «эксплуатационная пригодность».
Безусловно, масса людей не найдет данный перевод исчерпывающим. В конце концов, откуда тогда столько специалистов, столько шумов вокруг модного ныне слова? В отличие от него, кстати, с эксплуатационными свойствами действительно можно работать. А главное, всем сразу понятно, что это означает. Можно просто сравнить результаты поиска по «эксплуатационные свойства» и по «юзабилити» чтобы увидеть пропасть конкретики в значениях терминов.
Конечно, основную роль здесь играет коммерция. Меньше специалистов — больше востребованность. Тем не менее, большинство может и не пользоваться их услугами, но если постоянно появляется предложение — значит, есть спрос, соответственно юзабилити продается. Повышение эксплуатационных свойств должно вести к конечному и известному заказчику результату, в отличие от услуг специалиста юзабилити. На мой взгляд, техническая работа по повышению пригодности в эксплуатации намного ценнее, чем услуги с неизвестными результатами.
Как сделать юзабилити сайта?
Юзабилити — это не часть проекта, которую можно отдать на доработку внешнему специалисту и не процесс разработки самого проекта, это скорее направление доработки эксплуатационных свойств в целом. Однако на каждом этапе этой самой доработки — места новой специальности не находится.
- На первом этапе нас больше всего интересуют требования пользователей. Сейчас этому будет уделяться гораздо больше внимания, чем набору функциональности. Все идеи о возможных функциях, прежде всего, рассматриваются с точки зрения целевой аудитории и необходимости пользователям. Определение самой целевой аудитории и целей проекта на данном этапе оставляем заказчику.
- Второй этап — этап проектирования. Здесь мы обращаем внимание на простоту взаимодействия пользователя с системой. Хорошему инструменту не обязательно иметь большой функционал, достаточно выполнения необходимых задач. Если большое количество функций все же необходимо, фокусируемся на удобстве их использования в целом.
- Третий этап относится к графическому оформлению проекта. Работая над дизайном, необходимо ограничить красоту проекта эксплуатационными свойствами. Большинство красивых и при том функциональных ресурсов сети имеют достаточно ограниченный рамками, но при этом узнаваемый и удобный для глаза графический интерфейс. Дизайнер в целом всегда должен думать не только о красоте, но практичности работы.
- Четвертый этап — разработка. Основные идеи переносятся в жизнь, пресекаются творческие порывы разработчиков. Требования на данном этапе — жесткое следование намеченному плану проекта. Однако возможно обсуждение идей, если разработчику какой то элемент интерфейса кажется не очень удобным.
- Заключительный, пятый этап — тестирование. Наряду с обычными тестами проводятся тесты эксплуатационных характеристик. Проект проверяется по стандартным метрикам, так же слушаются отзывы тестировщиков, заостряется внимание на ошибках. Необходимо рассмотреть удобство использования со всех сторон, включая самые нетривиальные задачи.
В данной схеме нет места для специалиста по юзабилити. Тогда, зачем он вообще нужен? Кажется, для введения продукта в эксплуатацию с необходимым уровнем удобства, юзабилист не требуется вообще. В группе разработчиков каждый должен выполнять свою юзабилити-роль, не зависимо от своей конкретной задачи.
На самом деле, выведение юзабилистов «на чистую воду» — вопрос исключительно времени, возможно, весьма небольшого. Тому, кто собирался стать специалистом в этой области, стоит задуматься о своем будущем. Гораздо полезнее получить знания по выполнению конкретных работ, направленных на улучшение эксплуатационных характеристик. Можно быть отличным специалистом в любой области, если это конкретная работа с конкретными целями. Юзабилист — это больше тип мышления, которым должны обладать все, кто доводит продукт до конечного потребителя или заказчика.
Nester 24.09.2013
И соглашусь и нет, по юзабилити, как я счистаю должен заниматся определенный человек с независимым мышлением направленым на пользователя, который будет максимально привергать к удобству для пользователя. И да, он должен роботать не один, учитывать комментарии и других хто с ним в проекте работает. Но все же, чисто моя мысль, что это челочек который может поступить и мыслить не стандартно и не только по шаблонам. Но с другой стороны, этот человек явно не должен заниматся чисто по юзабилити, ибо тогда я считаю это будет абсурд.
Наталия 31.05.2016
Может быть мой ответ уже будет не актуален, но на само то деле невозможно заниматься юзабилити не имея определенных статистических данных. Да, какие-нибудь дизайнерские основы будут не лишними (что бы знать где кнопку ПКД разместить и какого цвета она должна быть и пр. моменты), но конкретно по удобству сайта тут уж нужно задавать вопросы потенциальным потребителям, для этого или на самом сайте (интернет-магазине) размещать что то типа опроса, что бы узнать что не так с сайтом или же пользоваться асессорской проверкой (вроде той, что действует на аскюзерсе) т.е. один определенный человек не сможет выполнить всю возложенную на него задачу по улучшению юзабилити. Один человек — это одно мнение, а для статистики одного мнения мало.