И кто здесь «пират»?

Спонсор поста: интернет магазин создать легко и просто.

От меня: Поскольку вчерась, в своем иронично-саркастическом выпихоне, я немного затронул тему бесплатного распространения музтворчества официально и не совсем, то сегодня хотелось бы поделиться кой-чем интересным по этому, казалось бы, простому вопросу. Подробности ниже.

От редакции WebPlanet: Страсти вокруг копирайта на музыку в Рунете снова накалились. Глава «Амедиа» Александр Акопов назвал «уголовниками» всех пользователей ВКонтакте. В ответ обиженные «уголовники» основали еще одну Партию Пиратов. А вездесущее РАО под шумок планирует собирать дань за онлайновые трансляции. И неизвестно, что еще выдумают в этом году законотворцы в соавторстве с торгашами. «Вебпланета» публикует открытое письмо музыканта и идеолога свободного распространения информации Владимира Якубовского к Евгению Сафронову, генеральному директору компании InterMedia, которая является одним из крупных игроков отечественного шоу-бизнеса.

Уважаемый Евгений!

Несколько дней назад я послушал запись прямого эфира Станции 2.0 от 16–го июня – в тот день вы были в гостях у Сергея Пименова. Заинтересовался и нашел в Интернете еще одно ваше интервью. И понял, что не могу промолчать и не прокомментировать то, что услышал и прочитал.

Вы утверждаете, что количество записываемой музыки уменьшилось на четверть, что сокращается количество артистов. Вы говорите о кризисе в музыкальной индустрии. Еще хуже – вы называете это творческим кризисом и утверждаете, что творчество не может существовать без денег. Намекая таким образом на поправки к существующей законодательной базе, способствующие еще большим отчислениям за авторские права и более жесткому контролю над индустрией со стороны музыкальной индустрии и лоббистов копирайта, таких как РАО и ВОИС. Вы противитесь даже малейшим намекам на свободную модель распространения цифрового контента в Сети и считаете, что эти нынешние 7–10%, получаемые артистом за свое творчество, должны вырасти за счет еще больших отчислений с пользователей.

Эта модель во всем мире уже доказала свою несостоятельность, и нынешние попытки реанимировать труп как минимум недальновидны. Они вредят развитию творческого процесса за счет поддержки крупных игроков индустрии – больших звукозаписывающих компаний, их артистов и исполнителей, концертных агенств и других игроков рынка и сопутствующего бизнеса. Каким, например, является компания «Интермедиа», руководимая вами. Но давайте поговорим обо всем по порядку.

Во-первых, представлюсь. Меня зовут Владимир Якубовский. Я живу, работаю и учусь в Англии. Я изучаю те беспрецедентные перемены, которые происходят и происходили в музыкальной индустрии во всем мире в последнее десятилетие. Когда вы основали «Интермедиа», мне было 11 лет. Я музыкант, звукоинженер, а заодно – принадлежу к тому социальному слою, который вы клеймите словом «пират». А такое клеймо абсолютно неверно, ведь пиратство – это кража. Кража подразумевает лишение хозяина его собственности. Можно украсть автомобиль, телефон, деньги, но не файл с носителя информации. Приобретение же цифровой, идентичной копии никоим образом не уменьшает ценности цифрового обьекта. Даже наоборот – увеличивает его популярность, и, тем самым, ценность. Ниже об этом будет подробнее.

# # # #

А для начала скажу, что пираты – это как раз вы. Представители музыкальной индустрии (лейблов, студий), копирайт–агентства вроде РАО, RIAA, IFPI, BREIN и многих других организаций, которые своим нежеланием адаптироваться к новым реалиям цифрового века и построенной на этом политике полностью дискредитировали здоровые отношения между создателями цифрового контента и его потребителями. Ваши общественные действия (как значимого участника российского музыкального бизнеса) не приносят и никогда не принесут пользы тому творческому социальному слою, о котором вы на словах печетесь. Но только на словах. В действительности вы руководствуетесь законами рынка – максимизацией финансовой отдачи и увеличением прибыли для существующих игроков. Правила вашей игры не допускают бесконтрольного появления новых игроков на этом рынке – молодых музыкальных коллективов, не желающих отчислять взносы в соответствующие профессиональные агентства и объединения, и тем более — взимать налог с аудитории.

А музыканту нужны прежде всего слушатели. Вы, не являясь музыкантом, никогда не поймете того чувства, которое испытывает музыкант, когда впервые спускается со сцены с еще влажным от капель пота инструментом после первого концерта своей группы, слыша за кулисами шум зала. Если все было бы так, как вам хочется, то 15–18 летние музыканты (а именно в этом возрасте обычно начинается этот тернистый путь) никогда бы не смогли осуществить вот такую свою мечту. Ведь они должны были бы платить вам за все. За исполнение каверов своих любимых групп — а это, наверно, основной способ для молодой группы сыграться вместе, заполнить свою программу из нескольких собственных песен. Им пришлось бы платить за право послушать песни своих кумиров из Интернета. Не только за возможность скачать (которую, к слову, вы никогда не могли контролировать, и никогда не сможете), а даже за возможность послушать радио в Интернете.

В 2010 году количество любимых исполнителей в фонотеке молодого музыканта исчисляется не единицами и даже не десятками, а сотнями. И заплатить за все их диски и mp3 копии молодой музыкант просто не может. Также вы хотите, чтобы вам платили за право поделиться (даже купленным в магазине) диском с друзьями. Глобальная сеть Интернет стерла географические границы и до бесконечности расширила круг общения индивидума; социальные сети позволяют знакомиться и поддерживать личные или творческие отношения одновременно уже не с десятками, а сотнями и тысячами людей – коллег или слушателей. Сеть дала нам аудиторию, не контролируемую ни правительствами стран, ни финансовыми организациями. Без вашего участия теперь новая рок группа из, скажем, Екатеринбурга, может организовать тур по городам Прибалтики. Самостоятельно создав аудиторию и своими силами организовав свой приезд, контактируя с организаторами на местах, пригласившими этот коллектив в свой город, потому что они услышали их музыку, выложенную в Интернет для свободного скачивания.

Но по-вашему, все эти люди — пираты, воры, молодые уголовники (ст. 146 п. 3б УК РФ). И вы на каждом шагу кричите о том, что концертная деятельность в стране развалена, требуете более жесткого контроля и постоянных отчислений в соответствующие организации.

# # # #

Когда описываемые перемены произошли, музыкальная индустрия во всем мире их прозевала. Спохватились поздно, когда смена парадигмы уже произошла. Интернет стал печатным станком Гутенберга. Если бы можно было перенестись на 40 лет назад и предложить молодому исполнителю контракт, по условиям которого его бы услышали несколько сотен тысяч людей, но за который он не получил бы ни гроша, как вы думаете, он отказался бы от такой возможности? В свое время Джордано Бруно сожгли на костре за то, что он стал распространять ересь (заметьте – авторских отчислений он не требовал за свою такую новую идею) — мол, Земля крутится вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято. Теперь Джордано Бруно — это сотни миллионов пользователей Сети по всему миру. У вас просто не хватит топлива для костров.

Естественно, сложившаяся ситуация не может радовать звукозаписывающие и publishing-компании. И участники музыкального бизнеса сделали одну ошибку — начали борьбу с новым явлением. Вместо того, чтобы пересмотреть свою политику и, возможно, просто умерить аппетиты, начать искать новые способы монетизации цифрового пространства, адаптироваться к новым реалиям. Но нет, они продолжают борьбу теми же способами, какими боролись с копированием и нелицензионным распространением физических носителей раньше. Борьбу, которую индустрия никогда не сможет выиграть. И вы это знаете, пожалуй, лучше тех, кого называете пиратами. Да и задача у музыкальной индустрии другая. Не победить так называемое «пиратство», а успеть собрать как можно больше денег, пока всё не обвалилось окончательно. Поэтому вы пугаете людей страшными сказками о том, что по вине пиратов стало записываться меньше музыкальных произведений. О том, что один скачанный из Интернета трэк является потерей продажи одного физического носителя, и, соответственно, прямым ущербом для исполнителя. Все это — откровенная ложь. Один скачанный трэк не влечёт за собой потерю продажи, все как раз наоборот.

В «развитых странах», которые вы так любите ставить в пример уже не первый год, проводятся исследования, подтверждающие как минимум отсутствие связи между падением продаж физических носителей и количеством скачиваний в интернете и как максимум абсурдность таких утверждений. Например, это подтвердило исследование, проведенное правительством Канады в 2007 году. Вы не поверите, но ещё один вывод этого исследования заключался в том, что пользователи, которые активно скачивают музыку из Интернета, так же активно её и покупают (чаще тех, кто музыку не качает). Почему? Просто потому, что они больше остальных интересуются музыкой.

В действительности, свободное скачивание музыки из Сети на руку музыкальному бизнесу. Мы скачиваем музыку и, если она нам нравится, ходим на концерты и покупаем атрибутику, будь то плакаты или футболки, слушаем радиостанции, на волнах которых крутят этих исполнителей, смотрим рекламу по тем телеканалам, где показывают нравящиеся нам группы.

# # # #

Когда в 1993 году вы открыли «Интермедиа», а мне было 11 лет, многие нынешние слушатели не то что под стол пешком ходили, а только родились. Они впервые сели за компьютер, подключенный к сети, уже после того, как закрытие таких сервисов, как Napster и Audiogalaxy, породило лавинообразное увеличение музыкального «пиратского» трафика в сети. На их глазах BitTorrent-протокол был адаптирован для распространения целых дискографий исполнителей с легкостью, которую каких-то 10 лет назад никто не мог представить. Три самых больших торрент-трекера (PirateBay, Mininova и IsoHunt) уже 2 года назад генерировали 1 млрд просмотров в месяц. С тех пор это число только увеличилось. Вы все еще хотите с ними бороться?

Эти пользователи, о которых я говорю, никогда не платили за музыкальный контент в сети. Сейчас эти дети, может быть, в первый раз берут музыкальный инструмент в руки, играют свои первые концерты, слушают музыку своих кумиров на таких сайтах как Vkontakte, Youtube, MySpace, SoundCoud и тысячах других. По вечерам они переписываются друг с другом в сети, и, конечно, делятся ссылками на музыку любимых исполнителей. Эти дети подрастут, и через 10–15 лет станут руководителями, у них будет свой бизнес, они будут избираться в органы власти. Но пока что они просто слушатели. Качают музыку из Интернета — и знаете, им плевать на ваш бизнес и показатели ваших продаж. Им плевать на озабоченность Газманова, Алибасова, Леонтьева и иже с ними – участников «пекинской конференции». Следующую сочиненную песню они не понесут на радио или в звукозаписывающую компанию, а выложат в Интернет, чтоб быть услышанными так называемыми «30 миллионами уголовников» (фраза вашего коллеги, вы наверняка в курсе).

Потому что Интернет уравнял авторов и слушателей – теперь автор является потребителем, точно как и потребитель является автором, когда выкладывает музыку любимых исполнителей (или как часто бывает – ремиксы, римейки и кавер версии) на свою страничку в социальных медиа Об этом свидетельствует распространение UGC социальных сервисов, таких как Youtube и ВКонтакте. Вот такое вот «поколение уголовников».

И вы их запугиваете, называя ворами. Но пираты, повторюсь – вы, а не мы. Вы, с вашими амбициями взымать мзду со всех проплывающих лодок за право плавать в водах, которые вам не принадлежат. Вы, правообладатели, упорно вбивающие в головы своим детям, что они – преступники. Они, может быть, не читали Уголовный и Административный кодексы, но точно знают, что являются «пиратами». Они, быть может, гордятся этим, а может, делают вид, что им все равно. Но слово «преступник» записано огненными чернилами на внутренней стороне их лбов. И, называя себя пиратами, вступают в пиратские партии, скачивают дискографии любимых групп, пока «всё не прикрыли», радуются переселению любимого торрент трекера в доменную зону .org (такая игра в кошки–мышки) пляшут под ваши барабаны. А барабаны стучат об одном – о том, как вы хотите, чтобы вам платили.

# # # #

Вы хотите, чтоб вам платили везде и за все. В кафе мы оплачиваем счет, и в него уже входит стоимость вашего «налога на прослушивание» последнего хита Филиппа Киркорова, от которого большинство из нас просто тошнит. Вы хотите заставить нас платить за то, что нам не нужно. Так кто тут «пират»? Вы хотите, чтоб в стоимость пустого диска был включена мзда за возможность записать туда пиратскую подборку хитов группы «На–На». А я туда просто хочу записать свежий альбом своей группы, чтобы раздать на следующем концерте. Или вот последний альбом российского исполнителя Noize MC, который я услышал несколько недель назад. Я не живу там, где можно купить этот диск. Но когда приеду в Россию, непременно куплю и диск, и книгу. И на концерт схожу обязательно. И друзей с подругами с собой потащу, буду всем ссылки в Facebook кидать. Если бы я не скачал этот альбом, откуда бы я узнал о творчестве Ивана Алексеева? Сущность музыки в том, что невозможно осознать ее полную ценность до момента ее полного потребления (Nelson, 1970).

Люди платили за пластинки Аллы Пугачевой, выпущенные «Мелодией» 30 лет назад, в 90–х её бэк–каталог был переиздан на компакт–дисках, потом вы с нас стали снимать деньги путём упомянутых налогов. Что дальше? Хотите, чтоб мы платили еще и за скачивание музыки из сети? И сколько это еще должно, по вашему мнению, продолжаться?

Приведу ещё один пример из «развитой страны» — Соединённых Штатов Америки. Цитирую заметку к постановлению суда южного округа штата Нью–Йорк по делу Starr v. Sony BMG: «В цену физических носителей, таких, как компакт–диск, заложена стоимость копирования дисков, производства коробки, печатного материала, стоимость устройств против кражи из магазинов, доставки дистрибьюторам и в магазины, труд работников магазинов; также непроданные и поврежденные единицы. Этих затрат не существует при распространении музыки посредством сети Интернет. Тем не менее, эти значительные снижения затрат не отражаются соответствующими снижениями стоимости приобретения музыки в сети, как этого следовало бы ожидать в условиях конкурентного рынка» (дело 08–5637–cv, «Starr v. Sony BMG», 2010, стр. 4.).

Так сколько еще, скажите, мы должны вам платить?

У вас одни авторы и исполнители, а у нас другие. Группа «Рубль» никогда не попадёт в вашу статистику, потому что она не приносит вам денег – все треки Шнурова и компании можно скачать бесплатно с официального сайта. Вы говорите, что сейчас записывается меньше музыки. Думаю, и проект KOOQLA, выросший в Интернете, не попал в вашу статистику, несмотря на более чем полмиллиона скачиваний и «Золотую горгулью».

«Ваши» авторы и исполнители не могут заработать себе на хлеб с маслом, на квартиру, машину, яхту, на домик в деревне и свечной заводик, дабы обеспечить себе достойную старость? А наши музыканты и исполнители не прочь «давать по три концерта в день и метаться в полуразвалившемся автобусе». Вы говорите, что «если у тебя нет возможности хорошо заработать на диске, месяц посидеть в студии и что-нибудь создать, никакого креатива у тебя не будет, как ты ни старайся». А как же Jimi Hendrix, Гражданская Оборона, Dub FX? Вы, Евгений, наверное не давали Егору Летову разрешений на проведение концертов? «Сначала деньги, а потом талант», вы говорите? Знаете, мне доводилось ходить на репетиции, когда в желудке у меня два дня булькал чай без сахара, и ничего другого. И это были самые лучшие и продуктивные репетиции в моей жизни.

Кто сказал, что музыканты должны непременно кататься как сыр в масле, и перемещаться по городам лишь в эксклюзивной продукции мирового автопрома? Музыканты делают музыку не потому, что хотят получать миллионы, а потому что им нравится заниматься музыкой. И будут это делать, будут записываться на домашних студиях и репетиционных точках, благо современные технологии ушли далеко вперед в сравнении с ситуацией 30-летней давности. Музыкант сейчас уже не зависит от студии звукозаписи, куда раньше он нёс деньги дяде, чтоб записать свою демо-кассету, а потом отнести её другому дяде на прослушивание в надежде на то, что ему предложат вожделенный контракт. Вы говорите, что «музыка будет становиться все хуже, хуже и хуже». Нет, она будет становиться только лучше, просто люди не станут слушать то, что вы хотите им продать. Они уже сейчас не слушают, судя по вашим рассказам.

# # # #

Вам, Евгений, наверняка не нравятся тенденции, о которых я пишу. Вы говорите, что «единственное, что остается — пытаться каким-то образом воспрепятствовать [этим тенденциям]» и что «может быть, государство хоть что-нибудь сделает». Знаете, я искренне надеюсь, и буду прилагать все усилия, чтоб государство вам не помогло еще раз напоследок набить карманы. Даже если ваши «пекинские конференции» и добьются изменений в российском законодательстве — это все ненадолго. Здравый смысл и путь избранный музыкантами с мировым именем — Трентом Резнором и Томом Йорком — скоро возьмут верх. Так может, не стоит пытаться судорожно лоббировать законы, откидывающие всех в прошлое? Сесть за один стол всем и подумать о таком законодательстве, которое будет работать на всех сейчас и в дальнейшем будущем. Во всем мире ситуация не сильно отличается от ситуации в России, и уже работающих комплексных рецептов выхода из этой беспрецедентной и действительно революционной ситуации пока еще нет.

Вернее, они есть, но вы не хотите о них даже слышать. В одном вы правы, Евгений – «рецепты должны придумать более умные люди». Так дайте же им слово, послушайте, что они вам говорят. Ведь 30 миллионов не могут ошибаться, не так ли?

С уважением,
Владимир Якубовский

Евгений может не отвечать. Музыка бесплатно, да. Ну и это самое… Пелагея, чмоки-чмоки (:

7 Ответ(а)
  1. Денис Ответ для Денис

    Видимо этого чувака серьездно задела эта тема, раз написал такое огромадное письмо..

  2. Михаил Ответ для Михаил

    Типа до «Вконтакте» музыки в Интернете не было!? Все кто хотел скачать, тот скачивал.

  3. Ms-Vitek Ответ для Ms-Vitek

    «Типа до “Вконтакте” музыки в Интернете не было!? Все кто хотел скачать, тот скачивал.»
    Музыка была, но терь вконтакте можно найти все что душе своей угодно, начиная от ретро и заканчивая тем что еще в кинотеатрах по стране не было:)

  4. Рубль Ответ для Рубль

    Я думаю что музыки достаточно и не только Вконтакте.

  5. axiton Ответ для axiton

    Мощно он рассказал этому кренделю — наверное этот продюссер или как его там так по сути и не ясно с кем музыкант общался -короче наверняка локти кусал от злости — такие люди не очень любят когда им правду говорят , которая несоответствует их действиям.

  6. trader Ответ для trader

    Хорошо влепил Женьке. Очень конструктивно и чётко, без лишних слов.

  7. Christian Louboutin Black Ответ для Christian

    One such couple is Christian Louboutin Nitoinimoi Bandage Ankle Replica Boots which will be the major wits and responsible for many innovations in trend to take place. You can get them in two different colors from black and cerulean …
    .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.