Тема и цель статьи — дать наиболее полное описание использования тегов на сайте. Расскажу: что такое тэги, как ими пользуются вебмастера, конечно же покажу облако тегов.
Что такое теги?
Тег (по англ. произносится как «тэг») — знак метки или маркировки. В переводе с английского означает: метка, этикетка, ценник, бирка, ярлык, метить.
Тег это информативный идентификатор, упрощающий категоризацию элементов (статей, описаний, полей данных) для формирования внутренней структуры контента и более удобного поиска.
Не путайте тег как метку и тег как элемент разметки HTML ( (<p></p>, <a></a>, <b></b>)!
В современном русском языке использование слова «тег» применимо к двум основным вещам:
- Тег как метка статьи или записи в блоге — используется для группировки и категоризации контента, помеченного одной и той же меткой, метаданными.
- Тег как хэштег — #тег #тэг #хэштег — используется в Твиттере для маркирования сообщений, приобщенный к одной теме или тренду. Создан для удобства переписки.
Зачем вообще использовать теги на сайте, в твиттере, где-либо еще?
Ну, вообще-то теги используются уже давно, например библиотечном деле или при категоризации музыки. Вот как выглядят группы для тегов музыки в Windows:
В библиотеке «Музыка» вы можете каждой композиции присваивать определенные метки, указать автора песни, год появления, альбом, жанр. И потом очень легко ориентироваться в этом многообразии — не нужно раскладывать все по папкам, да еще и несколько раз. Всего лишь воспользуйтесь тегом «Dubstep» и получите все композиции этого жанра, в какой бы папке они не лежали.
То же самое происходит и в вебе. Нет необходимости «запихивать» запись сразу в несколько категорий, достаточно присвоить ей соответствующие метки и вы всегда сможете сгруппировать посты блога по одному тегу — в точности также, как и музыку на компьютере.
В новом шаблоне блога семи блоггеров теги спрятаны за ненадобностью, но этот функционал относится к базовому функционалу сайтов на Вордпрессе, поэтому теги здесь есть. Например вот:
Многие сейчас «прячут» теги за пределы сайта и запрещают их индексацию, потому что в CMS теги часто создают дублированный контент, который плохо воспринимается поисковиками — они начинают путаться в ранжировании и релевантности. Вот, например, запрет индексации тегов файле robots.txt:
Подробнее о том, как составлять и пользовать robots.txt — читайте здесь.
Как использовать эти теги?
Как правило, теги никто не структурирует, они выражаются просто в виде ключевых слов, являющихся частями родительского контенте. Т.е. это такие краткие мета-слова, частично описывающие содержание большого по объему контента. Приведу пример.
Допустим у нас есть список записей с тегами (указал их в скобках):
- Как починить Вордпресс (вордпресс, инструкция);
- Как установить плагин Фоторама для Вордпресса (инструкция, плагин, вордпресс);
- Плагины галереи для Вордпресса (плагин, галерея, вордпресс);
- Обзор самых популярных плагинов для WP (плагин, вордпресс);
- Не работает плагин для WP, что делать (плагин, вордпресс);
- Планирование и разработка семантического ядра (seo, семантическое ядро, инструкция).
Перед вами наглядный пример того, как подобные метки могут упростить жизнь, ведь я разом могу посмотреть все записи под метками «инструкция», «вордпресс», «плагин» — в зависимости от потребности в информации.
Вы спросите, как ориентироваться во всем многообразии тегов? Ответ простой — в этом помогает облако тегов.
Облако тегов это в прямом смысле «облако из тегов». Сейчас покажу.
Как видите, важность и частота употребления ключевого слова-тега отмечаются цветом и размером шрифта — удобно, что можно быстро воспринимать известные термины, а также ранжировать в уме их популярность относительно друг друга.
Сами теги при этом снабжены гиперссылками, чтобы можно было кликнуть и сделать переход на обзорную страницу, где представлены все страницы, связанные одним тегом.
Такая или подобная штука может быть встроена на сайт и пользователь при быстром охвате взглядом может очень быстро понять, о чем именно этот сайт. Лет 5-10 назад, в т.н. эпоху «Веб 2.0» такие облака было очень популярным размещать в сайдбаре блогов и коллективных сайтов. В Вордпрессе даже есть виджет облако тегов, но были и другие плагины, расширяющие функционал и придающие динамичность. Сейчас облака тегов встречаются заметно реже.
Почему? Ну, потому что в определенный момент облаков тегов стало не просто много, а очень много. Да и полезность не была воспринята всеми пользователями, мол, «не такой уж и помощник в навигации, я уж лучше поиском воспользуюсь». Так что сайты-первопроходцы отказались от массового тегирования и облаков, а за ними отказались от облаков почти все. Разработчики Фликра даже извинились перед пользователями за облака тегов на сайте. Странные ребята.
Ну проблема-то была сразу понятна. Поскольку в интернете нет четких правил по написанию тегов и формированию облаков тегов, на разных сайтах такие облака получаются по-разному — часто бездарно. Есть даже «теговая слепота», благодаря которой появился мини-мем «никто не читает теги». Суть заключалась в том, что практически никто их не читает (особенно если их много) и можно таким образом дурачиться.
Тем не менее, подобная визуализация заметно упрощает восприятие пользователем сайта как целого, а не отдельных статей. Подобный эффект можно наблюдать в т.н. интеллект картах, когда одна тема раскрывается и разветвляется в разные стороны, формируя причудливую структуру.
Посмотрите например сравнение речей и часто употребляемых слов в речах президентов США.
И если в интернете стали реже употреблять теги и помечать записи метками, то научной среде без такой функциональности порой никуда. Пример — библиографическое ПО по типу Zotero для создания заметок. Да даже проще, поближе к реальной жизни, теги есть в продвинутых записных книжках OneNote или Evernote.
Какие еще бывают теги: тройные, хэштеги, теги знаний
Есть еще особые типы тегов, используемые не на сайтах, а в других системах по организации и публикации контента.
Машинные тройные теги используют определенный синтаксис, делая их более информативными для более качественной обработки компьютерными программами. Например геотег «geo:long=55.574847» состоит из трех частей: имя, предикат и значение. Развитие такого типа тегов получило свое название — геотегинг. Подобные теги используются в биологии и фото-контенте.
Хештеги (читается как «хэштеги») это метаданные начинающиеся с хеша или решетки — «#». Используется в микроблоггинге (Твиттер) и соцсетях: Фейсбуке, Вконтакте, Инстаграме.
Теги знаний — более сложная вещь. Это метаинформация, описывающая ряд аспектов информации (документы, таблицы, изображения, страницы). Теги при этом представляют собой карточки-профайлы, в которых заполнена специальная справочная информация: описание, семантика, классы, комментарии, гиперссылки и пр.
Они созданы для инвентаризации, классификации и упорядочивания групп информации по определенным шаблонам — для более удобного управления знаниями, если так можно выразиться. Отличный пример подобного научного тегирования нам представляет Википедия.
Т.е. это своеобразная инвентаризация информации, помимо прочего указывающая на страницы-хабы в хранилище данных, где подобная же информация содержится о других предметах исследования.
Заключение
Подобное тегирование, или присвоение меток/ярлыков, — отличный инструмент для классификации больших систем данных, что хорошо видно на примере классификаторов и шаблонов Википедии. Инструмент помогает обозначить классовую или групповую принадлежность, указать границы и даты, определить идентичность — в том случае если того требует библиотека знаний.
Тег может выступать в виде картинки, слова или другой метки понятно для человека (а в компьютерных системах — для машины), которая поможет в идентификации. Теги использовались в реальном мире и до прихода интернета — например в топографии или музейном деле для классификации объектов, придания связности информации и легкой навигации.
А сейчас теги массово используются при создании пользователями всех видов контента. Конечно, такое тегирование методически неполноценно и уступает по качеству системам тегирования с четкой методологией. Но это уже дело пользователей — кому нужно, тот выработает свою собственную методологию по применению меток к записям в Эверноут или собственном блоге. А кому не нужно — ну значит не нужно. На то он и пользовательский контент.
На этом пожалуй все. К черту теги. Осень пришла! 🙂