Вероятно, вы слыхали такую байку: к одному известному педагогу пришли молодые родители и попросили совета, когда им начинать заниматься развивающими упражнениями со своим сыном. Педагог спросил, каков возраст ребенка, и, узнав, что тому шесть месяцев, констатировал, что родители опоздали на полгода.
— Так о чем это ты?
— Так о раннем развитии способностей, конечно же.
Пользуясь принципом грубого обобщения, можно сказать, что каждый из нас (или каждый из тех, кого не прельщает работа в каменоломне), хотел бы знать несколько языков, владеть навыками мультиинструменталиста, без остановки херачить идеи на миллион, да и просто иметь хорошую память, хороший слух, хорошую дикцию, легко овладевать новыми знаниями, умениями и девочками.
У ученых-психологов по этому поводу две новости: как водится, хорошая и плохая. Хорошая в том, что таланты не настолько зависят от генетики, как считалось ранее, и в любом роде деятельности, будь то дрессура сальмонелл и офисного пролетариата или выступление в цирке с социально-астрофизическими шуточками, можно преуспеть с помощью регулярных тренировок. Плохая же новость такова, что после определенного возраста (как утверждал японский исследователь с приятной для русского уха фамилией, «после трех уже поздно») тренировки идут туго; то есть можно предположить, что большинство бесхвостых так и не достигает совершенства в музыке или в знании иностранных языков отчасти потому, что начали заниматься.. ну, немного поздно.
И тут уже без разницы, щадили ли Коленьку родители, не перегружая «лишней информацией», или наоборот тянули за уши в кружок фигурной лепки из говна, заставляя изучать Bristol Stool Scale и разбираться в неинтересных какашках.
Типа, бытует мнение, что не всякие тренировки в раннем возрасте способны приносить пользу; типа, у мелких отпрысков надобно спрашивать, что он хочет, что не хочет, чем будет заниматься, а чем нет. Так это или нет на самом деле — вопрос сложный, и от мнений квалифицированных специалистов гугломашине сносит крышу. Короче, плавать раньше, чем ходить — это нормально, но неизвестно, как лучше.
И как бы, и вроде замкнутый круг, но на наше «кажется-что-несмышленный-паразит-еще-не-способен-всерьез-заинтересоваться-чем-то-трудным» есть такая штука, как педагогика. Хитрости, уловки и обходные пути — все, как мы любим, да? Рецепта прекрасного мальчика никто не выдаст (даже самый женский из всех женских женский блог), пробуйте, блять, сами.
Приучаем с детства: шахматы, футбол, теннис, тройные интегралы, основы электротехники и электроники, академическая музыка, научные монографии и, конечно же, Чарльз Диккенс. С игрушками еще проще — кое-кто небезосновательно полагает, что принцип «лучше меньше, да лучше» работает на все сто — десяток заскриптованных шутеров с успехом заменяет одна ролевая песочница. Не стоит бояться kernel panic в мозгу ребенка; мне рассказывали, что когда ему наскучит, он просто даст вам лопаточкой в глаз и тем самым сменит тему.
У нас ведь как: головы нет — не проблема, залететь — не проблема. Да, мудачье из РПЦ пропихивает запреты на аборты, но не лучше ли зарубить на корню это исчадие разнузданных гамет (тем более, если сама пизда одумалась и хочет исправить ошибку), а не ждать до того возраста, пока их, этих уебышей, придется скидывать в яму.
Если мозг ребенка есть tabula rasa, и родителям поебать на все, то природа (в лице общества малолетних дебилов), не терпящая пустоты, быстренько заполнит этот мозг чем угодно. И будет вместо разговорного английского — русский без орфографии и пунктуации, вместо Берга — рокерские вопли, скрим, гроул и прочая треш-металлика, вместо томика лапочки-Чехова — статус в социальной сети и глиттер-юзерпик.
Но вся эта поеботина не может быть оправдана тремя годами жизни, точно так же, как и лень, и вечно-бесконечная прокрастинация не могут быть поставлены в вину только плохому воспитанию. Не все обнаруживали себя в пять годиков, и далеко не все росли в благоприятных условиях, но в любом вменяемом возрасте нужно выбирать адекватные цели, иметь стремления, надежды, двигаться куда-то вперед и пробовать наслаждаться самим процессом познания. Не хомяки все-таки.