Если Шарик из «Простоквашино» с легкой подачи steppentiger был наречен первым советским хипстером, то Незнайка из сказок Николая Носова — такой всамделишный советский трикстер. Трикстер с большой головой и маленьким, но оттого не менее любопытным носом.
Как говорит Википедия, «трикстер — это пример юнговского архетипа. В современной литературе трикстер сохранился как архетипический персонаж, не обязательно божественный или сверхъестественный. В позднем фольклоре трикстер предстает как сообразительный озорной человек или существо, которое пытается противостоять опасностям и проблемам окружающего мира с помощью различных уловок и хитростей. Например, во многих сказках верховный правитель выбирает своей дочери жениха, устраивая различные испытания. Храбрые герои, принцы и рыцари не могут эти испытания выдержать. Тогда появляется простой бедный крестьянин, который с помощью своего соображения и ума без борьбы, каким-нибудь необычным способом, дурачит чудовищ, злодеев и избегает прочих опасностей. Таким образом, наименее желательный кандидат проходит все испытания и получает награду».
Барбара Бэбкок-Эйбpахамс пишет, что общий итог всех трикстерских фокусов — это процесс развития, и «этот процесс доводит биологическое, психическое и социальное осознание до такой точки, когда он возвращается в общество и выглядит как почти полностью готовый к жизни в обществе индивидуум. Более того, происходит осознание его роли и сущности культурного героя, что по форме похоже на Bildungsroman или эволюционную повесть. И, рассматривая индивидуальность, находящуюся не в ладах с обществом, кажущаяся антиструктурность авантюрного повествования предполагает или заключает в себе такую форму или модель развития».
Трикстер — как «creative negation», Трикстер — как «игрок, для которого не существует привычного понятия о жизни и смерти, потому что игра каждый раз может быть начата сначала и в любой момент прекращена». Трикстер, по словам Д. А. Гаврилова, выступает как Старый Мудрец с одной стороны и как юнец — с другой, в зависимости от того, каков находящийся рядом с ним культурный герой, чье чувство значимости трикстер умаляет.
Трикстер не задумывается о высоких материях и не занимается пиздостраданиями в своей интернет-песочнице. Трикстер может смотреть на мир глазами дурака, а почему дурак, в свою очередь, не может быть деланым? «Stay hungry, stay foolish», — призывал Стюарт Бренд на обратной стороне своего каталога Whole Earth, и нам кажется, что он был прав.
Наши знания несовершенны? Open your mind and explore. Open your mind как дурак и explore все полученное как задрот с трикстерскими замашками. «Keep the balance», — орет пузатый тренер в очках, и, блять, ты действительно keep the balance, поражая уверенностью опытного бойца и любопытством начинающего и — наперекор сказкам — усидчивого Незнайки. Простые чудеса эквилибристики, you know.
Оппортунизм, левел-ап, больше возможностей для всего нового. Немного критического мышления. В конце концов, говорит Стюарт Бренд, стоит отложить в сторону объяснения, предоставленные социальными структурами и идеологиями. По словам Бренда, ни одна теория не может быть настолько последовательной и всеобъемлющей, чтобы давать четкий план для практических действий.
Таким образом, the idea of foolishness состоит именно в том, что ты всегда имеешь дело с несовершенными теориями и поэтому не строишь на их основе свою жизнь. Ну, fanarsenala liked this, how about you?
Таня 06.08.2011
Сюда еще можно приплести первый аркан Таро — Шута, и можно смело отправляться в Путешествие героя))
oseo 09.08.2011
Сюда еще можно приплести первый аркан Таро Hot chicka.
Игорь 11.08.2011
Как-то все сложно, блин