Продвижение поведенческими факторами

Прежде чем мы перейдем к ответу на вопрос как продвинуть сайт поведенческими факторами, необходимо основательно подтянуть теорию и в этой статье я расскажу вам что за факторы поведения влияют на успех продвижения вашего сайта.

Поведенческие факторы

Поведенческие факторы (что это такое?), учитывающиеся в продвижении сайтов, это совокупность и список вероятных пользовательских действий на сайте. К ним относятся: вход, просмотры страниц (от одной до нескольких), время проведенное на сайте, клики на внутренние и внешние ссылки, написание комментариев и заполнение форм, показатель отказов и др.

поведенческие факторы

Считается, что эти факторы, всецело зависящие от поведения пользователей и от этого называющиеся «поведенческими», оказывают влияние на продвижение сайтов блоггеров и вебмастеров (а впрочем и всех других) в интернете.

Согласно аналитическим данным оптимизаторов и интернет-маркетологов, эти факторы учитываются поисковой системой Яндекс и играют немаловажную роль в процессе продвижения. Яндекс, в свою очередь, учитывает не только оценку действий пользователя на сайте, но и комплексный алгоритм ранжирования Матрикснет, а также комплексные оценки асессоров Яндекса. Подробнее о технологии ранжирования Матрикснет, включающей в себя оценку поведения посетителей:

матрикснет

технология матрикснет яндекса учитывает поведенческие факторы

Общий алгоритм ранжирования имеет достаточно много факторов, помимо поведенческих; а работа асессоров является незаменимой, потому что некоторыми из факторов легко управлять, обманывая пользователей — например, осуществляя подмену содержимого сайта или слишком агрессивно мотивируя пользователей к совершению целевых действий.

Сбор данных о поведении пользователей на сайте

Не задавались вопросом, как именно поисковые системы следят за пользователями?

Наиболее вероятный ответ, пришедший вам в голову это счетчики посещаемости. И это верный ответ, потому что Яндекс имеет свою систему статистики — Яндекс.Метрику — она очень популярна и установлена на многих сайтах.

Вебмастера устанавливают подобные счетчики чтобы самим анализировать поведение пользователей, а поисковые системы имеют возможность учитывать эту информацию (о поведенческих характеристиках посетителей) для целей более корректного ранжирования сайтов в поисковой выдаче.

Поэтому, если поведенческие на сайте не в лучшем виде, лучше пока Метрику не ставить, чтобы Яндекс не был поставлен в известность о том, насколько все плохо и понизил приоритет сайта. Поставьте Лайвинтернет или Пивик — для отслеживания количества посетителей этого достаточно.

Но счетчики это не единственно верный ответ, потому что ряд сайтов их попросту не имеет — может, вебмастер не хочет передавать свои данные Яндексу, а может просто использует собственную систему аналитики (как Piwik).

И в этом случае ПС Яндекс полагается на Яндекс.Бар, активно рекламирующийся самим Яндексом через разные каналы. Яндекс.Бар это популярное расширение (плагин, надстройка) для браузера, который не только предлагает пользователям браузеров определенную функциональность (курс валют, актуальный прогноз погоды), но и следит за пользователями ничем не хуже счетчика статистики Яндекс.Метрика — собирает необходимые данные.

Есть и третий краеугольный камень оценки поведения пользователей в интернете — это клики по сниппетам. Я поясню: поисковая система, при формировании выдачи, действует не только в прямых интересах пользователя (т.е. с целью предоставления ему наиболее качественно информации). Она может незначительно менять выдачу с целью отслеживания кликабельности по сниппетам различных сайтов — условно говоря, если на протяжении года в аналитических данных встречается «аномалия» что группа пользователей (которую можно вычленить из big data и объединить по общим критериям) предпочитает результаты с 5-10 места первой страницы выдачи, игнорируя 1-4 места, то возможно 5-10 результаты недооценены и нужно поместить их повыше.

Так думает поисковая система. А выдачей манипулировать достаточно просто — все мы знаем, что позиции нестабильны, а значит регулярно происходит оценка и переоценка текущих позиций сайтов в выдаче. Благо на 60 млн пользователей не надо кардинально и надолго менять выдачу, достаточно собирать какой-то процент данных от всех посещений и их достоверность будет ничем не ниже, чем при соцопросах — когда результат опроса 1500-4500 человек по всей стране можно «отмасштабировать» до уровня всего государства. Также и с поиском.

Виды основных поведенческих факторов

Итак, как вы поняли, не только посещаемость ресурса является показателем его качества, но и то, что именно пользователи делают на сайте. Рассмотрим основные факторы поведения, учитываемые ПС:

  • CTR кликов по результатам выдачи, а особенно первый и последний клик — считается что именно «крайние» клики наиболее релевантны тому, что ищет пользователь.
  • Время на сайте (продолжительность сессии) — считается, что пользователь не закрывает сразу же вкладку хорошего сайта, а задерживается на нем и проводит время — читает статьи, пишет комментарии, переходит на другие страницы. Плохой сайт, наоборот, сразу же будет покинут пользователем.
  • Глубина просмотра — чем больше посетитель сделает переходов по внутреним ссылкам (до усредненных лимитов в целом по рунету), тем выше показатель оценки качества и полезности ресурса.
  • Отказы — если пользователь не хочет переходить на другую страницу сайта и при этом смотрит на страницу менее 15 секунд, значит контент на странице явно не тот, что требовался (при этом ПС делает поправку на то, что предоставляемый контент может быть не интересен просто потому что дублирует уже просмотренный ранее). Возможно сайт некачественный, а может просто страница нерелевантна — это еще предстоит оценить по совокупности других факторов, потому что показатель отказов никогда не являлся доминирующим фактором.
  • Показатель возвратов — свидетельствует о том, что сайт востребованный и контент на нем качественный и отвечает двум параметрам: остается актуальным долгое время (не устаревает, не теряет актуальности, либо своевременно обновляется) либо регулярно пополняется новым качественным контентом.

виды поведенческих факторов

Как работать с поведенческими чтобы продвинуть сайт

Ну здесь все просто — после того как вы ознакомились с теорией и знаете, что именно и как воспринимают поисковые системы, остается поработать над сайтом. В некоторых случаях поработать придется основательно.

Со временем, по мере роста влияния поведенческих факторов на продвижение сайтов, вебмастерам и оптимизатором необходимо будет больше уделять внимания качеству сайта (во всех смыслах), а не только поддержанию на должном уровне текстовой и ссылочной релевантности (что такое релевантность?).

как улучшить поведенческие факторы сайта

Что конкретно следует предпринять и над чем работать в качестве «всестороннего улучшения сайта»:

1. Структура и наполнение. Понятная, удобная структура и высокое качество содержания сайта — залог удобства для пользователя. Контент и должен быть хорош, но что такое хороший контент обрамленный плохим дизайном, когда невооруженным глазом видно, что над юзабилити работа не велась? Это конечно не дело. Даже если дизайн играет минимальную неоценимую или слабовыраженную роль, не значит же это, что этим фактором можно пренебречь.

2. Релевантность страницы входа должна быть точно: недопустимы ошибки, когда пользователь попадает не туда, куда идет и тратит свое время зря. ПС может ошибиться с релевантностью, но вебмастер ошибаться не может и должен оставлять подсказки и наводки для ПС.

3. Так как именно сниппет страницы сайта в выдаче определяет, кликнет пользователь или нет, мы просто не можем отбросить этот фактор. По опыту, работа над сниппетами часто совсем не ведется — не то чтобы владельцы сайтов и вебмастера недооценивают сниппеты. Просто в половине случаев — лень, во второй половине — отсутствие прозрачной системы вставки текста со страницы в сниппет.

4. Бесперебойная работа сервера (Uptime –> 100%), быстрый ответ и отправка данных. Для этих целей, помимо выбора проверенного хостинга и оптимизации скорости загрузки сайта в таких инструментах как Google PageSpeed Insights, следует использовать CDN-сервисы.

Все это важно не просто потому, что мы продвигаем сайты для каких-то там пользователей. Сайты переходят в разряд бизнеса, а значит разворачивается настоящая борьба за качественный контент и высокую оценку пользователями вашего сайта.

Поисковики оперируют данными в масштабах рунета и интернета, собирают Big Data, а значит они на шаг впереди в этой технологической борьбе. Манипулировать внутренними и внешними ссылками «как раньше» уже не удастся, чтобы сайт за месяц влетел в топ. Переоптимизация стала залогом пессимизации, а не уверенным и стабильным сохранением позиций в топ-10. Контент создаваемый ранее «для поисковиков» постепенно приводится к строгим критериям полезности для пользователей. Как провести правильную оптимизацию читайте тут.

Все течет, все меняется и нельзя сидеть и ждать у моря погоды — нужно работать над сайтом и его контентом, повышать прямую, объективную и измеряемую полезность для пользователей.

Напоследок, помните основное, если поисковая система постоянно проводит эксперименты и отслеживает big data для лучшего ранжирования сайтов, вы также должны проводить эксперименты в границах своего сайта и понять, что работает лучше, что хуже, а что совсем не работает. Удачи и успехов в продвижении сайта поведенческими факторами!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.